Устав ассоциации
 

 
поиск по сайту
сделать стартовой | добавить в избранное
 

Челябинская Областная Ассоциация Операторов Наружной Рекламы и Информации

Сегодня: Суббота, 20 Апреля 2024 года
Статьи
 
Статьи :: http://www.choanri.ru/

Влияние наличия или отсутствия рекламных щитов на характеристики вождения.

Подготовлено для Фонда исследований и обучения в области наружной рекламы  
Введение

Данный проект был предпринят с целью определения, происходят ли какие-нибудь изменения в характеристиках вождения в условиях наличия или отсутствия рекламных щитов. Несколько замеров участков падения взгляда были использованы в качестве первичных визуальных измерений поведения водителей. Дополнительные замеры были сделаны для дальнейшего исследования характеристик вождения – это включало изменение скорости и отклонение от полосы. Общее заключение данного исследования состоит в том, что наличие рекламных щитов не вызывает изменений в поведении водителей в отношение визуального поведения, сохранения скорости, или удержания полосы. Скрупулезная проверка по отдельным рекламным щитам, которые могли бы считаться как получающие наибольшее визуальное внимание, показали отсутствие какой-либо связи между участком попадания взгляда и местонахождением рекламного щита. Измерения характеристик вождения при наличии этих конкретных рекламных щитов, в целом, показали меньшее изменение скорости и отклонение от полосы. Таким образом, даже при наличие рекламных щитов, получающих наибольшее визуальное внимание, не наблюдалось никаких изменений ни в визуальном поведении, ни в характеристиках вождения.

Используемые методы

Участники данного исследования управляли автомобилем, оборудованным камерами для съемки переднего обзора и съемки двух видов лица и глаз водителя. Автомобиль был также оборудован системой сбора таких показателей как скорость, отклонение от полосы, местонахождение по системе глобального позиционирования (GPS), а также других параметров вождения. Видео и прочие данные были совмещены с использованием системы единой нумерации времени, и сбор всех данных производился со скоростью 10 считываний показаний в секунду.

36 водителей участвовали в исследовании. Участники не знали о том, что исследование сосредоточено на рекламных щитах, так как им было сказано, что цель исследования состоит в изучении естественного вождения. Водители представляли собой разнородную группу в отношении возраста, пола, уровня дохода, образования, и этнической принадлежности. Все они были знакомы, по крайней мере, с отдельными участками маршрута, представляющего собой 35-мильную петлю в г. Шарлотт, штата Северная Каролина. В маршрут входили как шоссейные дороги, так и улицы, и по своему характеру он, в основном, был городской и пригородный. Общей численностью 30 расположенных вдоль маршрута рекламных щитов были отобраны при содействии Компании, занимающейся наружной рекламой в г. Шарлотт, штата Северная Каролина и представителей из Американской ассоциации наружной рекламы (OAAA). Маршрут включал рекламные щиты различного размера, расположенные по обеим сторонам дороги, причем как на шоссейных дорогах, так и на улицах. Для целей сравнения, дополнительно были включены шесть эталонных участков (например, знаки с логотипами, рекламные знаки на зданиях и т.п.) и шесть базисных участков (т.е. без таких визуальных элементов как здания или знаки).

Участники были сориентированы на исследование и на экспериментальный автомобиль, прежде чем выехать на маршрут. После короткой тренировочной поездки вместе с экспериментатором каждый участник проехал по маршруту без сопровождения и с помощью указателей, прикрепленных к панели инструментов. Сбор данных проходил постоянно при помощи скрытых датчиков. Позже данные были записаны на компакт-диск для последующего анализа. После возвращения к месту старта, водители заполняли демографическо-водительский вопросник, и им выплачивалась символическая сумма в благодарность за потраченное время.
Эксперимент был спланирован таким образом, чтобы такие элементы, как возраст участника (моложе/старше), пол участника (мужской/женский), сторона дороги (левая/правая), а также тип участка (рекламный щит, эталонный или базисный) были представлены в равной степени. Несколько измерений проводились для определения того, имели ли место изменения в вождении в течение 7 секунд, предшествующих рекламному щиту (по сравнению с другими типами участков). Это включало измерение визуального поведения (участок попадания взгляда впереди, слева и справа) и характеристики вождения (отклонение от полосы и вариации скорости). Результаты измерений были проанализированы статистически в отношении контролируемых элементов, т.е. тип участка, возраст, пол и маршрут, а также тип дороги и знакомство с маршрутом. С привлечением дополнительного анализа были проверены визуальное поведение и характеристики вождения в присутствии определенных особо заметных рекламных щитов, которые, как можно было ожидать, получают наибольшее внимание на маршруте.

Данные распределения направления и продолжительности взгляда были проанализированы четырьмя специально подготовленными аналитиками, с использованием специального программного обеспечения. В программном обеспечении использовались данные системы глобального позиционирования GPS по местоположению участка, маршрута, а также для идентификации автомобиля на электронной дорожной карте. Взгляды были проанализированы до десятой доли секунды, как в отношении продолжительности взгляда, так и участка его падения. Анализ изменения скорости автомобиля и положения на полосе проводился при помощи компьютеризированной процедуры последующей обработки файла с сырыми данными. Длительность каждого анализируемого случая составляла 7 секунд.

При наличии 36 участников и 42 участков, с приблизительно 54 часов сбора данных было получено 1512 случаев для анализа. Небольшое количество данных было потеряно из-за выхода из строя датчиков, угла падения солнечных лучей, изменения полосы, в результате чего оставалось 1481 случаев для анализа характеристик взгляда и 1394 случаев для анализа скорости и положения на полосе. В целом было проанализировано 103670 видеофрагментов и было определено 10895 взглядов. Было получено 97580 отдельных результатов обработки данных в наборе данных скорости и положения на полосе.

Результаты опроса

Средний возраст участников составлял 25 лет для водителей помоложе и 56 лет для водителей старшего возраста. В среднем, у водителей было 14 лет образования (средняя школа плюс 2 года обучения в колледже).
По семейному положению, 78% участников были либо холостяки, либо семейные; 14% - разведенные и 8% - овдовевшие. Свыше 61% водителей были европейцы и 39% имели афроамериканское, коренное американское, или многонациональное происхождение. 72% водителей сообщили о годовом доходе в размере более 40 тыс. долларов США. Все водители были знакомы с системой дорог в г. Шарлотт, штата Северная Каролина и большинство из них жили и работали там.

Анализ результатов вопросника обнаружил, что наиболее общие объекты, привлекшие внимание водителей на маршруте, были транспорт, другие водители, дорожные знаки, а также указатели на шоссе, наряду с сооружениями, бросающимися в глаза объектами местности, ландшафтом, и строениями. Только 25% водителей указали на то, что рекламные щиты привлекали их внимание во время вождения. В ходе дальнейшего косвенного опроса, эти водители показали, что они либо тяготели к тому, чтобы взглянуть на рекламные щиты в общем, либо на конкретные рекламные щиты, которые привлекали их внимание.

Водителей также просили указать, что им запомнилось в пути и что они заметили в отношение других водителей. Большинство пояснений были связаны с движением транспорта, сооружениями, погодой либо с агрессивным вождением других водителей. Многие водители указали, что они типично также занимались и другими делами во время вождения: слушали музыку, говорили по сотовому телефону, ели, пили, курили, или разговаривали с пассажирами. В самом конце, водителей просили повторить цель исследования; все водители указали, что исследование заключалось в проверке естественного вождения, как им было сказано в начале.

Результаты визуального поведения

Результаты по визуальному поведению указали на то, что рекламные щиты не отличаются от эталонных участков, таких как щиты с логотипами, рекламные объявления на зданиях и другие объекты, расположенные по сторонам дороги. Анализ направления и продолжительности взгляда позволил изучить, происходила ли у водителей активизация взглядов, когда они проезжали мимо рекламных щитов. Взгляды были проанализированы в отношении количества, средней продолжительности, а также общей продолжительности взглядов по каждому из трех типов объектов: рекламные щиты, базисные участки и эталонные объекты. Участки с рекламными щитами не отличались существенно от эталонных участков для взглядов направленных влево - вперед, однако отличались от базисных участков. Также имелась разница в отношении общей продолжительности взглядов направленных влево - вперед; участки с рекламными щитами и эталонные участки имели значительно более длительную общую продолжительность направления взгляда влево - вперед, чем базисные участки, но не отличались друг от друга. Не было различий в средней продолжительности взгляда в любом направлении между тремя типами участков. Из девяти измерений визуальных характеристик не было случаев по которым рекламные щиты значительно бы отличались от эталонных участков, и было только два случая, когда рекламные щиты и эталонные щиты отличались от базисных участков.

В отношении стороны дороги, возраста, и знакомства с маршрутом, не были обнаружены никакие отличия для характеристик направления и продолжительности взгляда, и было всего одно различие в плане пола. У женщин было более длительная средняя и общая продолжительность взгляда, направленного вправо - вперед по всем типам участков; это различие, хотя и значительное, является относительно несущественным по важности и представляется, что оно не имеет никакого практического значения.

Неудивительно, что имелись значительные отличия по различным типам дорог, причем на улицах была более активная схема направлений и продолжительности взгляда, чем на шоссейных дорогах. Больше взглядов наблюдалось во всех направлениях на улицах, по сравнению с шоссейными участками. Средняя и общая продолжительность центрального прямого взгляда была больше на шоссейных участках; в большинстве случаев, при направлении вправо - вперед и влево - вперед средняя и общая продолжительность взгляда была короче на шоссе, чем на улицах.
В большинстве случаев, участки на уличных дорогах имели больше знаков, строений, и других объектов, близкорасположенных к обочине дороги, так что не удивительно, что водители при езде в этих местах смотрели в направлении, отличном от центрального - вперед.

Результаты изменения скорости

Характеристики сохранения скорости не отличалось в условиях наличия рекламных щитов в сравнении с эталонными и базисными участками. Значительные различия были обнаружены в отношение стороны дороги, знания участка, типа дороги; однако, с практической точки зрения, различия были несущественными. Участки по правой стороне были связаны с меньшими изменениями скорости, чем по левой стороне. Водители показали меньше изменений скорости на участках, обозначенными как «знакомые». Самое большое различие было в отношении типа дорог: участки на шоссейных дорогах имели меньше изменений скорости, чем на улицах.

Результаты по отклонению на полосе

Удержание полосы не отличалось при наличии рекламных щитов по сравнению с эталонными и базисными участками. Анализ положения на полосе обнаружил различия только в отношении сторон дороги. Для участков по левой стороне дороги, положение на полосе изменялось на 10 дюймов в течение сегмента длительностью в 7 секунд, по сравнению с 7,5 дюймов для участков по правой стороне. Эти различия, хотя и значительные, находятся в пределах ожидаемых отклонений.

Результаты анализа по конкретным щитам

Анализ по конкретным щитам был проведен с целью определения:
1) как конкретные рекламные щиты сопоставляются с другими рекламными щитами, а также с конкретными базисными и эталонными участками в отношении направления и продолжительности взгляда и характеристик вождения;
2) как измерения характеристик взгляда соотносятся с местоположением рекламных щитов (слева или справа) по отношению к дороге.
Выбор четырех рекламных щитов, которые могли бы привлечь больше всего взглядов, и двух более привычных щитов, и проведение сравнения полученных по ним результатов со всеми другими участками, сделали очевидным, что отобранные рекламные щиты не повлияли на визуальные характеристики. Некоторые участки с рекламными щитами кажется имели более активную схему направления и продолжительности взгляда, чем остальные, однако это скорее всего произошло из-за различий в типе дорог, поскольку направление взгляда в этих местах не соответствовало стороне дороги, на которой находились рекламные щиты.

Параметры исследования

Данное исследование было проведено в конкретном городе, представительным для средних по величине американских городов. Маршрут был выбран так, чтобы в него входили как городские, так и пригородные участки (и некоторые участки по своей природе были близки к сельским). Рекламные щиты в г. Шарлотт, Северной Каролины в целом расположены близко в обочине дороги, таким образом, помещая щиты в пределах переднего обзора участников в течение более длительного времени, чем если бы они находились подальше от дороги. Как окружающая обстановка (городская/пригородная/сельская), так и размещение рекламных щитов были типичными для большинства рекламных щитов в Соединенных Штатах. По каждому из вышеупомянутому параметру была предпринята попытка провести сбалансированное, представительное исследование, результаты которого можно было бы обобщить для других городов и маршрутов.
Одним из ограничений данного исследования было то, что вдоль маршрута находилось несколько электронных щитов, так что никаких заключений не может быть сделано относительно характеристик вождения при наличии этого типа рекламных щитов. Однако, все три электронных щита, имеющихся на маршруте, были включены в исследование и составили 10% от общего количества отобранных рекламных щитов. Дальнейшие исследования данной темы должны быть сосредоточены на маршрутах с большим числом электронных рекламных щитов, так чтобы можно было провести сравнительный анализ для электронных/неэлектронных рекламных щитов.

Заключение

Общее заключение данного исследования состоит в том, что присутствие рекламных щитов не вызывает изменений в характеристиках вождения в отношении визуального поведения водителей, сохранения скорости или удержания полосы. Тщательное изучение отдельных рекламных щитов, которые могут считаться как привлекающие наибольшее внимание, продемонстрировали отсутствие связи между направлением взгляда и местонахождением рекламного щита. Измерение характеристик вождения при наличие конкретных рекламных щитов, в целом, показало меньшее изменение скорости и отклонение от полосы. Таким образом, не наблюдалось никаких изменений ни в визуальном поведении, ни в вождении даже при наличии рекламных щитов, наиболее привлекающих внимание.

Источник: Центр причин аварий и человеческого фактора Института Транспорта Виржинии (VTTI)
Дата: 12.01.2004г.
 
454048, г. Челябинск, ул. Елькина, 92а
тел. (351) 233-24-79